Основная программа МКДОУ Детский сад с. Амгу с 01.09.2023г
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ
Содержание основной образовательной программы
МКДОУ «Детский сад с. Амгу»
Основная образовательная программа ДО
МКДОУ разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155, и федеральной образовательной программой дошкольного
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028.
Цель
Программы МКДОУ: разностороннее развитие
ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций.
Цель
программы МКДОУ достигается через решение следующих задач:
•
обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы МКДОУ;
•
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий
для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
•
построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
•
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
• достижение детьми на этапе завершения ДО
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
В соответствии с требованиями
ФГОС ДО и ФОП ДО Программа МКДОУ состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы
МКДОУ являются взаимодополняющими.
Содержание и планируемые
результаты обязательной части программы МКДОУ соответствуют содержанию и
планируемым результатам ФОП ДО.
Программа МКДОУ включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа
воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план
воспитательной работы.
Содержание Программы МКДОУ
обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных
групп обучающихся:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, представлена парциальной программой С.Н. Николаевой
«Юный эколог»: Парциальная программа экологического воспитания: для работы с
детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – 96 с.
Программа
МКДОУ включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы
МКДОУ для родителей воспитанников.
Целевой
раздел |
Включает в себя пояснительную
записку и планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения программы МКДОУ представлены в виде целевых ориентиров
образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической
диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации
Программы характеристики — особенности развития
детей |
Содержательный
раздел |
Включает
задачи и содержание образовательной деятельности для всех
возрастных групп по пяти образовательным
областям. Также в разделе описаны: ·
формы, способы, методы реализации программы; ·
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик; · способы поддержки детской инициативы; ·
взаимодействие педагогического коллектива с семьями; · коррекционно-развивающая работа; · рабочая программа воспитания. |
Организационный
раздел |
В организационный раздел включено: ·
психолого-педагогические условия реализации Программы; ·
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; ·
материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания; ·
примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации Программы; · кадровое обеспечение; ·
режим и распорядок дня в возрастных группах; · календарный план воспитательной работы. |
Организация
режима пребывания детей в детском саду.
Режим
работы: 9-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа
по реализации Программы МКДОУ проводится в течение
года и делится на два периода:
·
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
·
второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация
жизни детей опирается на определенный суточный
режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования
в соответствии с физиологическими
обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН
1.2.3685-21, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также
региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления
здоровья детей. Режим дня составлен для разновозрастной группы на холодный
и теплый периоды, учтены функциональные возможности
детей, а также ведущий вид деятельности —
игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания
детей в МКДОУ, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные
категории детей, на которых ориентирована
Программа МКДОУ.
Программа МКДОУ предназначена для реализации
в группах для детей от двух месяцев до 7 лет.
Организация образовательного процесса имеет
следующие особенности.
1. В МКДОУ функционирует одна
разновозрастная группа от 1.6-7 лет
2. Действует система
физкультурно-оздоровительной работы.
3. Используется региональный
компонент в образовательном процессе.
4. Оказывается помощь детям,
родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны
социально-психологической службы.
5. Создана система
медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
6. Используется модель
личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
Характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников МКДОУ.
Основная цель взаимодействия
педагогов с семьей – обеспечить:
•
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
•
единство подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях МКДОУ и семьи;
•
повышение воспитательного
потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия
детского сада с семьей являются:
•
информировать родителей и общественность относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной
программе, реализуемой в ДОО;
•
просвещение родителей, повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
•
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства
как базовой основы благополучия семьи;
•
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач;
•
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной
деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
•
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии
ребенка;
•
открытость;
•
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
•
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
•
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников
строится по следующим направлениям работы:
Название направления |
Содержание работы |
Диагностико-аналитическое
направление |
Включает получение и анализ данных: · о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; · об уровне психолого-педагогической
компетентности родителей; · планирование
работы с семьей с учетом результатов проведенного
анализа; · согласование воспитательных задач. |
Просветительское
направление |
Просвещение родителей по вопросам: · особенностей
психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; · выбора
эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста; · ознакомления
с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования,
включая информирование о мерах
господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; · информирования
об особенностях
реализуемой в МКДОУ образовательной программы; · условий
пребывания ребенка в группе; ·
содержания и методов образовательной работы с детьми. |
Консультационное
направление |
Консультирование родителей: · по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения
детей, в том
числе с особыми
образовательными потребностями в условиях
семьи; · об
особенностях поведения и взаимодействия
ребенка со сверстниками
и педагогом; ·
о
возникающих проблемных ситуациях; · о
способах воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного
возраста; ·
о способах организации и участия в детских деятельностях, об
образовательном процессе и др. |
Благодаря разностороннему
взаимодействию МКДОУ с родителями своих
воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит
сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий
потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании
традиций в учреждении — совместное проведение
образовательных мероприятий.
Основные
практические формы взаимодействия МКДОУ с семьей.
Этапы |
Формы |
Знакомство с семьей |
Встречи-знакомства, анкетирование. |
Информирование
родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт МКДОУ, организация
выставок детского творчества, приглашение родителей на детские
концерты и праздники. |
Просвещение родителей |
Лекции,
семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. |
Совместная деятельность |
Привлечение
родителей к участию в занятиях, праздниках,
акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской
и проектной деятельности, в разработке проектов,
кружковой работе. |