Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ "Детский сад с. Амгу"
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЕТСКИЙ САД с.
АМГУ
Возрастные и
индивидуальные особенности детей.
Основная образовательная программа ДОУ детского сада
с. Амгу охватывает возраст детей от 2 до 7 лет,
в том числе, на категорию детей с общим недоразвитием речи от 5 до 7
лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа
направлена на:
·
создание
условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
·
на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Строится
основная образовательная программа на Примерных программах, утвержденных
Минобрнаукой РФ:
- Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
Мозаика-Синтез 2014 год.
Содержание
Программы охватывает следующие
образовательные области:
-
социально-коммуникативное развитие;
-познавательное
развитие;
- речевое
развитие;
-художественно-эстетическое
развитие;
-физическое
развитие.
Социально-коммуникативное
развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное
развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое
развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое
развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Образовательная программа дошкольного образования ДОУ
включает Программукоррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 5 до 7 лет.
Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного
возраста.
Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования
объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка
Содержание Программы
отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка
дошкольного возраста:
- предметно-пространственная
развивающая образовательная среда;
- характер
взаимодействия со взрослыми;
- характер
взаимодействия с другими детьми;
- система
отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Образовательная программа ДОУ детского сада с. Амгу
включает следующие разделы:
1. Целевой:
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся
следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования:
-ребёнок проявляет инициативность и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий,
участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению
разнообразных замыслов;
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему
миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством
собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками
и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
-ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в
том числе игровую и учебную;
-творческие способности ребёнка
также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает
устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он
может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой
потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
п.;
-ребёнок способен к волевым усилиям в разных
видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца
начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,
касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном,
природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной
культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка
складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
сферах действительности.
2. Содержательный раздел
определяет общее содержание основной
образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом
их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:
– формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
– формирование основ собственной
безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными
общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных
ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и
правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного
восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы.
Содержание образовательной
работы обеспечивает развитие первичных
представлений:
– о себе, других людях, социальных
нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах,
явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений:
Разработанная
программа предусматривает включение
воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Приморского
края.
Основной
целью работы
является
формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих
задач:
·
приобщение к
истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми
земляками и людьми, прославившими Приморский край.
·
формирование
представлений о достопримечательностях родного города (района); его
государственных символах.
·
воспитание
любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
·
формирование
и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в
родном городе (районе; селе)
·
формирование
представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Приморского
края.
·
ознакомление
с картой Приморского края (своего города, поселка);
Содержание образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» (часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений)
Социально-коммуникативное развитие направлено на
усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять
неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого
очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем
следить за их выполнением.
(Авдеева Н.Н., Князева Н.Л.,
СтеркинаР.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста.
Формирование
экологической воспитанности у дошкольников, предполагающей развитие у
детей представлений. Знаний о ценности природы и правилах поведения в ней,
формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление
экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми
эмоционального позитивного опыта общения с природой. («Юный эколог» С.Н.Николаева.)
Приобщение дошкольников к общечеловеческим
нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора
(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.).
(Князева О.Л., Маханева М.Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.
Учебно-методическое пособие. )
Содержание образовательной области
«Познавательное развитие»
(часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)
Познавательное
развитие предполагает развитие у детей
интереса к народному календарю, приметы которого доступны пониманию
дошкольников (прилет и отлет птиц, появление и опадание листвы, посевные и
уборочные работы и пр.), национальному быту русского народа, традиционным и
обрядовым праздникам, русским народным играм.
(Князева О.Л., Маханева М.Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.
Учебно-методическое пособие. – 2 изд., перераб.
и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕС» 2000.- 304с.)
(Знакомство детей с русским народным
творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников:
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-
сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева и др. – 3 изд., перераб. идополн. - СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕС» 2001г. 400с.).
Формирование
у детей представления и первичных знаний о настоящем и прошлом родного города,
о памятных местах, об исторических событиях, связанных сродным городом, о природе
своей малой родины, земляках-героях, традициях, обычаях и ремеслах родной
Липецкой земли.
(Лаврова Л.Н. Проектная
деятельность с дошкольниками по
краеведению: учебно-методическое пособие Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарева – Липецк:
ЛИРО, 2013. – 154с).
Содержание образовательной области
«Речевое развитие»
(часть
Программы, формируемая участниками образовательных отношений)
Речевое
развитие предполагает дальнейшее совершенствование речевого слуха и
закрепление навыков четкой правильной, выразительной речи, развитие словаря
детей на основе ознакомления с народном
календарем, приметы которого доступны детям, широкое использование
фольклора (сказок, песенок, потешек, частушек, пословиц, поговорок и т.д.),
рассматривания предметов народного
искусства.
Развитие связной речи детей при пересказе
литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию
картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта.
Развитие лексико-грамматических категорий
и правильное использование их в своей речи.
«Программа по развитию речи в
детском саду» О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, 2010г.Мозаика-Синтез.
Для формирования навыков звукового и
слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму
печатными буквами и чтению используется пособие уникальной методики Галины
Андреевны Глинки по обучению детей грамоте. Положенный в основу обучения метод
позволяет заранее предотвратить появление специфических ошибок при обучении
русскому языку. Более того, предлагаемая система обучения "закладывает
программу" грамотного чтения и письма.
Г.Глинка Буду говорить,
читать и писать правильно.СПб.: Питер, 2010.
Содержание образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» (часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений)
Овладение
определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью,
восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами,
формирование элементарных эмоционально' выразительных приемов взаимодействия с
гуашью.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
Комарова Т. С. Детское художественное
творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
Развитие интереса
у детей к конструированию по рисункам, чертежам, фотографиям, образцу и замыслу
из разного материала.
(Куцакова Л.В. Конструирование и
художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.:ТЦ
СФЕРА, 2008. - 240с.)
Развитие
активного восприятия музыки посредством музыкально фольклора, музыкальных
способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления) на основе использования обрядовых песен, танцев, закличек.
Мерзлякова
С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники
для детей дошкольного и младшего школьного возраста -М., «Владос» 2001г.
«Фольклор - Музыка – Театр»:
Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования,
работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие /под.ред. СИ. Мерзляковой. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 216с.
Приобщение
дошкольников к художественной литературе через ежедневное чтение художественных
произведений новых и уже знакомых.
Гербова В.В. Приобщению детей к
художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика-
Синтез, 2005. - 72с.
Содержание образовательной области
«Физическое развитие»
(часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)
Создание
здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование
у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и
психологического здоровья и навыков здорового образа жизни
Реализует программу «Здоровый
ребёнок». Ю.Ф. Змановского
ЗАДАЧИ:
отработать
систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного
отслеживания в течение периода обучения;
создатьинформационный
банк о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся;
организовать
систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую
работу с воспитанниками, родителями и педагогами;
формировать
у воспитанников потребности ЗОЖ через совместную деятельность;
Ожидаемые результаты.
В результате
реализации программы будут:
снижена
заболеваемость или стабилизация здоровья,
увеличено
число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработаны
рекомендации для родителей, воспитателей позволяющие систематизировать
работу по проблеме здоровьесбережения и физического развития;
включено в
план работы детского сада регулярное проведение недель здоровья (2 раз в год);
3. Организационный раздел
Включает:
– характеристику жизнедеятельности
детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий;
– особенности работы в четырёх
основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных
практиках;
– особенности организации
предметно-пространственной развивающей среды;
–
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
В основу совместной деятельности семьи и
дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и
родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и
семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями
воспитанников;
- с будущими родителями.
Цельвзаимодействия специалистов дошкольного
учреждения и семьи в обеспечении разносторонней поддержки
социокультурного и воспитательного потенциала липецкой семьи на стадиях её формирования и
жизнедеятельности.
Помощь родителям в осознании самоценности
дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Соблюдение комплекса
психолого-педагогических условий:
- поддержка
эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание
ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;
- учёт в
содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных
потребностей и интересов;
-
нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских
отношений;
- сочетание
комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической
рефлексии родителей;
-
практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества
с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком
(вербального, невербального, игрового).
Система взаимодействия с родителями
включает:
·
ознакомление
родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом
участия родительской общественности в жизни ДОУ;
·
ознакомление
родителей с содержанием работы ДОУ, направленной
на физическое, психическое и социальное
развитие ребенка;
·
участие в
составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы
родительского комитета
·
целенаправленную
работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных
формах;
·
обучение
конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах
детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых
занятиях.
Реальное участие родителей в жизни ДОУ |
Формы участия |
Периодичность сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований |
-Анкетирование -
Социологический опрос -интервьюирование -
«Родительская почта» |
3-4 раза в
год По мере
необходимости 1 раз в
квартал |
В создании условий
|
- Участие
в субботниках по благоустройству территории; -помощь в
создании предметно-развивающей среды; -оказание
помощи в ремонтных работах; |
2 раза в
год Постоянно ежегодно |
В управлении ДОУ |
- участие
в работе Совета родительской общественности, Совета ДОУ; педагогических
советах. |
По плану |
В просветительской деятельности, направленной
на повышение педагогической культуры,
расширение информационного поля родителей |
-наглядная
информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, -фоторепортажи
«Моя семья», «Как мы отдыхаем» -памятки; -создание
странички на сайте ДОУ; -консультации,
семинары, семинары-практикумы, конференции; -
распространение опыта семейного воспитания; -родительские
собрания; -консультативный
пункт для родителей детей, не посещающих ДОУ |
1 раз в
квартал Обновление
постоянно 1 раз в
месяц По
годовому плану |
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ,
направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое
образовательное пространство |
-Дни
открытых дверей. - Дни
здоровья. - Выставки совместного творчества. -
Совместные праздники, развлечения. -Встречи с
интересными людьми семейные
гостиные - Участие
в творческих выставках, смотрах-конкурсах -
Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. -
Творческие отчеты кружков. |
2 раза в
год 1 раз в
квартал 2 раза в
год По плану По плану 1 раз в
квартал Постоянно
по годовому плану 2-3 раза в
год 1 раз в
год |